Большие Ачасыры - Олы Ачасыр авылы

بسم الله الرحمن الرحيم

Главная Новости Об Ачасырах Мәктәбебез
Фото Видео Музыка Анекдоты
ВКонтакте Гостевая Контакты  
Георгиевская ленточка

МЫ ПОМНИМ!
Большие Ачасыры

21.01.2018

Шәмсетдинов Якуб абый истәлегенә багышлана

04.11.2016

Ильгиз белэн Ильдус Яруллиннарны Туган коннэре белэн котлыйбыз!

15.09.2016

Авылыбызда төшерелгән кино турында


Ачасыр гимны (скачать)

Прослушать и скачать другие татарские мелодии и рингтоны на сотовые телефоны можно здесь


Как часто Вы посещаете наш сайт?
Всего голосов: 306
Результаты всех опросов и статистика сайта

История села Б. Ачасыры → История села Б. Ачасыры

Доска Почета [7]
знаменитые Ачасырцы
Герои Великой Победы [16]
участники и ветераны ВОВ
История села Б. Ачасыры [13]
Олы Ачасыр авылы тарихы
Музей Каюма Насыри в Ачасырах [3]
Каюм Насыйри музее
Истории односельчан [6]
Истории жизни и успеха
Ачасырская мечеть [2]
Олы Ачасыр мәчете
Ачасырская средняя школа [3]
Олы Ачасыр урта мәктәбе
Детский сад Гульчачак [1]
Ачасыр балалар бакчасы
Статьи, газеты и журналы [5]
Выдержки из статей об Ачасырах
Это интересно... [3]
Материалы, не вошедшие в другие разделы

"Тронгл елгасы ага торган яклар..." или "Там, где журчит речка Тронья..."

С незапамятных времен человек селился у воды. Река, озеро или ручей - любой водоем с пригодной питьевой водой привлекал людей, которые обживали его берега. В окрестностях села Большие Ачасыры Зеленодольского района можно насчитать около десятка родников, многим из которых местные жители дали свои названия.
"Ат учалы" - "Лошадиная колода" - так называется один из них. Когда-то здесь и в самом деле находились коновязи, возле которых стояла выдолбленная из ствола огромного дуба колода, куда стекала родниковая вода, и местные жители приводили сюда на водопой лошадей. Да и само село раскинулось на берегу речки Тронья, которую ачасырцы называют не иначе как "инеш" - родник. Никто не может дать точного ответа, когда возникло и кем было основано село, однако в названиях окрестных балок, оврагов, склонов холмов и прочих элементов местного ландшафта, таких как "чапчирма", "усаксар", "каракусын", можно обнаружить корни и татарских, и чувашских слов.

Листая писцовые книги
Первое письменное упоминание о селе относится к середине XVI века, после завоевания Казани Иваном Грозным. В писцовой книге, составленной служилыми боярами, жители села записаны как "чувашские ясачники", или "ясачные татары", то есть платившие подать (ясак) русскому царю. Слово "ачасыр" в переводе с чувашского означает буквально "сирота", "безотцовщина". Известный татарский просветитель Каюм Насыри приводит легенду, согласно которой первой на берегу лесного ручья поселилась женщина-чувашка с маленьким ребенком. Поселившись в убогой лачуге, она повесила люльку с младенцем на сук старого дуба и, качая ее, пела колыбельную, приговаривая: "Спи, мой сын, сиротинка-ачасыр..." Так возникло название села.

Почвы в окрестностях села не отличались особым плодородием, поэтому местные жители занимались животноводством, ремеслами и торговлей. Село росло и богатело, и вскоре к его названию добавилось слово "большие". Согласно архивным данным к концу XIX века в Ачасырах насчитывалось до 600 дворов.

"Яичный" бай Мингазутдин
По воспоминаниям старожилов, одним из самых богатых местных жителей до революции считался бай Мингазутдин. Его просторный бревенчатый дом располагался в центре села. Выходец из простых крестьян, в начале прошлого века он активно занимался торговлей: скупал у жителей окрестных деревень куриные яйца, отвозил на волжскую пристань в поселок Козловка, на железнодорожную станцию Тюрлема, где продавал их купцам-оптовикам.

"Яичным" промыслом занимались и другие односельчане Мингаз-абыя, однако ему удалось поставить дело на широкую ногу. Он наладил изготовление ящиков для яиц, которые закупал у сельчан целыми подводами, да и платил своим поставщикам гораздо больше, чем другие, устранив тем самым конкурентов. Быстро разбогатев на "яичном бизнесе", он одним из первых на селе построил огромный крепкий дом, разбил яблоневый сад с пчелиными ульями, завел несколько лошадей и большое количество крупного и мелкого "гулевого" скота.

Его сыновья Хангарей и Солтангарей пошли в отца - работящие, с деловой хваткой, они занимались торговлей и извозом на лошадях. Казалось, ничто не нарушит тихой, размеренной жизни татарского села, но грянула революция...

"Раскулачка"
Огненным вихрем ворвался в жизнь роковой семнадцатый год. Новый мир пришел на смену старому, рушился вековой уклад. Классовая борьба разделила сельчан глухой стеной вражды и непонимания. По-разному сложились судьбы ачасырцев в те грозные годы. Предвидя неизбежное крушение старого строя, многие покидали родные края. Еще во время Гражданской войны одна из дочерей бая Мингазутдина уехала из села вместе с белогвардейским офицером. Братья Хангарей и Солтангарей остались. Торговлю, которой они занимались в годы нэпа, пришлось свернуть. Наступил 1929 год, ставший последним для многих крепких хозяев страны.

Коллективизация... По решению собрания жителей Мингазутдин и его сыновья были высланы из села. Правда, в отличие от многих раскулаченных им повезло: семью не отправили осваивать "просторы Крайнего Севера" за казенный счет. Старшему сыну удалось обосноваться в Йошкар-Оле, куда он привез отца и всех родственников. В годы первых пятилеток в стране широко развернулось строительство новых заводов и фабрик, всюду нужны были рабочие руки. Братья работали на строительстве кирпичного завода. Жили, конечно, не так богато, как раньше, но благодаря своему трудолюбию сумели достичь определенного достатка.

В годы Великой Отечественной погиб на фронте Солтангарей. До войны он вырастил двух дочерей, дал им высшее образование - обе после окончания института работали учителями. На фронте воевали также два сына и дочь его старшего брата, которые вернулись с войны с орденами и медалями. Все внуки Мингазутдина получили высшее образование, сейчас живут и трудятся в разных городах страны. Крепким оказался род "яичного бая" из Больших Ачасыр. Труд и прирожденная крестьянская смекалка помогли им пережить тяжелые времена и добиться успеха уже при Советской власти.

И вновь звучит азан...
Мингазутдин-бабай дожил до весьма почтенного возраста и скончался на 97-м году жизни. Дочь Галия выполнила последнюю просьбу отца - похоронили его на Ачасырском кладбище рядом с могилами родителей. Хоронили по мусульманскому обряду, которым руководил местный мулла. Тогда это было небезопасно: в годы правления Хрущева подобное проявление религиозности могло повлечь за собой весьма печальные последствия. И тем не менее к представителям духовенства в Ачасырах всегда относились с уважением. Даже в годы "атеистической пятилетки", когда по всей республике шло повсеместное изъятие и сдача в утиль Корана, а газета "Кызыл Татарстан" опубликовала издевательскую статью о колхозной свиноферме, открывшейся в помещении бывшей мечети, под оскорбительно броским заголовком "Как свинья победила Коран", ачасырцы свято хранили веру отцов. И хотя мечеть в селе закрыли, переоборудовав под клуб, многие жители, особенно те, что постарше, его не посещали - считали это грехом. Вскоре закрыли также и вторую мечеть - в ней разместилась МТС. По настоянию стариков власти не тронули представителей местного духовенства: оба местных хазрата - мулла Максум и мулла Зиятдин прожили в Ачасырах до конца своих дней. Их сыновья сложили головы за Отечество в годы войны. Дети муллы Тагирова сами уехали в Казань. Их потомки и сегодня часто наведываются в родное село, навещают могилы предков. Веру отцов люди пронесли через годы гонений. Именно она помогла им выжить в трудные времена. Сейчас в Ачасырах новая мечеть - ее построили лет десять назад на деньги, собранные верующими. И, как в прежние времена, плывут по пятницам над древним селом звуки азана.

С надеждой на лучшее
Многое изменилось в жизни ачасырцев за последние пятнадцать лет. Реформирование бывшего колхоза "Совет", который к концу прошлого века переживал далеко не лучшие времена, не принесло в одночасье желаемых результатов: сокращалось поголовье, старел машинно-тракторный парк, росла задолженность по зарплате.

Весной 2003 года на земли бывшего колхоза пришел инвестор - крупнейшая пивоваренная компания "Красный Восток". Многие бывшие колхозники, передав свои земельные паи, стали акционерами агрохолдинговой компании, которая выплачивает им дивиденды. На полях бывшего колхоза в период посевной и на уборке работают новые зерноуборочные комбайны и кормозаготовительная техника.

С приходом инвестора наметились новые планы на будущее. В частности, планируется строительство фермы на 8 тысяч голов. Правда, есть сложности. Одна из них хорошо знакома всем без исключения россиянам: дороги, которые в сельской глубинке во все времена оставляли желать лучшего. Добраться до центральной усадьбы в осеннюю распутицу непросто. Вот почему к реализации проекта по строительству молочного комплекса инвесторы собираются приступить после того, как будет построена дорога, связывающая село с центральной трассой. Проложить ее местные районные власти обещали уже в этом году. От того, насколько быстро будет решена извечная российская проблема в масштабах одного района, зависит будущее жителей древнего села, которое сегодня, как и на заре прошлого века, вновь стоит на распутье, в ожидании перемен к лучшему.

Добавил: GaRD (13.05.2009) | Просмотров: 2806
© Большие Ачасыры, 2009-2024
Село в Республике Татарстан


Хостинг от uCoz
Баш бит | Яңалыклар | Авыл тарихы | Мәктәбебез сайты | Котлаулар | Кунаклар китабы
Фотоальбом | Музыка | Видеороликлар | Мәзәкләр | Без Контактта | Элемтәләр


Сайт разработан и создан в Казани.