Большие Ачасыры - Олы Ачасыр авылы

بسم الله الرحمن الرحيم

Главная Новости Об Ачасырах Мәктәбебез
Фото Видео Музыка Анекдоты
ВКонтакте Гостевая Контакты  
Георгиевская ленточка

МЫ ПОМНИМ!
Большие Ачасыры
Логин:
Пароль:
 
Регистрация | Напомнить пароль

21.01.2018

Шәмсетдинов Якуб абый истәлегенә багышлана

04.11.2016

Ильгиз белэн Ильдус Яруллиннарны Туган коннэре белэн котлыйбыз!

15.09.2016

Авылыбызда төшерелгән кино турында


Ачасыр гимны (скачать)

Прослушать и скачать другие татарские мелодии и рингтоны на сотовые телефоны можно здесь


Вы узнали о нашем сайте:
Всего голосов: 233
Результаты всех опросов и статистика сайта

История села Б. Ачасыры → История села Б. Ачасыры

Доска Почета [7]
знаменитые Ачасырцы
Герои Великой Победы [16]
участники и ветераны ВОВ
История села Б. Ачасыры [13]
Олы Ачасыр авылы тарихы
Музей Каюма Насыри в Ачасырах [3]
Каюм Насыйри музее
Истории односельчан [6]
Истории жизни и успеха
Ачасырская мечеть [2]
Олы Ачасыр мәчете
Ачасырская средняя школа [3]
Олы Ачасыр урта мәктәбе
Детский сад Гульчачак [1]
Ачасыр балалар бакчасы
Статьи, газеты и журналы [5]
Выдержки из статей об Ачасырах
Это интересно... [3]
Материалы, не вошедшие в другие разделы

"Тронгл елгасы ага торган яклар..." или "Там, где журчит речка Тронья..."

С незапамятных времен человек селился у воды. Река, озеро или ручей - любой водоем с пригодной питьевой водой привлекал людей, которые обживали его берега. В окрестностях села Большие Ачасыры Зеленодольского района можно насчитать около десятка родников, многим из которых местные жители дали свои названия.
"Ат учалы" - "Лошадиная колода" - так называется один из них. Когда-то здесь и в самом деле находились коновязи, возле которых стояла выдолбленная из ствола огромного дуба колода, куда стекала родниковая вода, и местные жители приводили сюда на водопой лошадей. Да и само село раскинулось на берегу речки Тронья, которую ачасырцы называют не иначе как "инеш" - родник. Никто не может дать точного ответа, когда возникло и кем было основано село, однако в названиях окрестных балок, оврагов, склонов холмов и прочих элементов местного ландшафта, таких как "чапчирма", "усаксар", "каракусын", можно обнаружить корни и татарских, и чувашских слов.

Листая писцовые книги
Первое письменное упоминание о селе относится к середине XVI века, после завоевания Казани Иваном Грозным. В писцовой книге, составленной служилыми боярами, жители села записаны как "чувашские ясачники", или "ясачные татары", то есть платившие подать (ясак) русскому царю. Слово "ачасыр" в переводе с чувашского означает буквально "сирота", "безотцовщина". Известный татарский просветитель Каюм Насыри приводит легенду, согласно которой первой на берегу лесного ручья поселилась женщина-чувашка с маленьким ребенком. Поселившись в убогой лачуге, она повесила люльку с младенцем на сук старого дуба и, качая ее, пела колыбельную, приговаривая: "Спи, мой сын, сиротинка-ачасыр..." Так возникло название села.

Почвы в окрестностях села не отличались особым плодородием, поэтому местные жители занимались животноводством, ремеслами и торговлей. Село росло и богатело, и вскоре к его названию добавилось слово "большие". Согласно архивным данным к концу XIX века в Ачасырах насчитывалось до 600 дворов.

"Яичный" бай Мингазутдин
По воспоминаниям старожилов, одним из самых богатых местных жителей до революции считался бай Мингазутдин. Его просторный бревенчатый дом располагался в центре села. Выходец из простых крестьян, в начале прошлого века он активно занимался торговлей: скупал у жителей окрестных деревень куриные яйца, отвозил на волжскую пристань в поселок Козловка, на железнодорожную станцию Тюрлема, где продавал их купцам-оптовикам.

"Яичным" промыслом занимались и другие односельчане Мингаз-абыя, однако ему удалось поставить дело на широкую ногу. Он наладил изготовление ящиков для яиц, которые закупал у сельчан целыми подводами, да и платил своим поставщикам гораздо больше, чем другие, устранив тем самым конкурентов. Быстро разбогатев на "яичном бизнесе", он одним из первых на селе построил огромный крепкий дом, разбил яблоневый сад с пчелиными ульями, завел несколько лошадей и большое количество крупного и мелкого "гулевого" скота.

Его сыновья Хангарей и Солтангарей пошли в отца - работящие, с деловой хваткой, они занимались торговлей и извозом на лошадях. Казалось, ничто не нарушит тихой, размеренной жизни татарского села, но грянула революция...

"Раскулачка"
Огненным вихрем ворвался в жизнь роковой семнадцатый год. Новый мир пришел на смену старому, рушился вековой уклад. Классовая борьба разделила сельчан глухой стеной вражды и непонимания. По-разному сложились судьбы ачасырцев в те грозные годы. Предвидя неизбежное крушение старого строя, многие покидали родные края. Еще во время Гражданской войны одна из дочерей бая Мингазутдина уехала из села вместе с белогвардейским офицером. Братья Хангарей и Солтангарей остались. Торговлю, которой они занимались в годы нэпа, пришлось свернуть. Наступил 1929 год, ставший последним для многих крепких хозяев страны.

Коллективизация... По решению собрания жителей Мингазутдин и его сыновья были высланы из села. Правда, в отличие от многих раскулаченных им повезло: семью не отправили осваивать "просторы Крайнего Севера" за казенный счет. Старшему сыну удалось обосноваться в Йошкар-Оле, куда он привез отца и всех родственников. В годы первых пятилеток в стране широко развернулось строительство новых заводов и фабрик, всюду нужны были рабочие руки. Братья работали на строительстве кирпичного завода. Жили, конечно, не так богато, как раньше, но благодаря своему трудолюбию сумели достичь определенного достатка.

В годы Великой Отечественной погиб на фронте Солтангарей. До войны он вырастил двух дочерей, дал им высшее образование - обе после окончания института работали учителями. На фронте воевали также два сына и дочь его старшего брата, которые вернулись с войны с орденами и медалями. Все внуки Мингазутдина получили высшее образование, сейчас живут и трудятся в разных городах страны. Крепким оказался род "яичного бая" из Больших Ачасыр. Труд и прирожденная крестьянская смекалка помогли им пережить тяжелые времена и добиться успеха уже при Советской власти.

И вновь звучит азан...
Мингазутдин-бабай дожил до весьма почтенного возраста и скончался на 97-м году жизни. Дочь Галия выполнила последнюю просьбу отца - похоронили его на Ачасырском кладбище рядом с могилами родителей. Хоронили по мусульманскому обряду, которым руководил местный мулла. Тогда это было небезопасно: в годы правления Хрущева подобное проявление религиозности могло повлечь за собой весьма печальные последствия. И тем не менее к представителям духовенства в Ачасырах всегда относились с уважением. Даже в годы "атеистической пятилетки", когда по всей республике шло повсеместное изъятие и сдача в утиль Корана, а газета "Кызыл Татарстан" опубликовала издевательскую статью о колхозной свиноферме, открывшейся в помещении бывшей мечети, под оскорбительно броским заголовком "Как свинья победила Коран", ачасырцы свято хранили веру отцов. И хотя мечеть в селе закрыли, переоборудовав под клуб, многие жители, особенно те, что постарше, его не посещали - считали это грехом. Вскоре закрыли также и вторую мечеть - в ней разместилась МТС. По настоянию стариков власти не тронули представителей местного духовенства: оба местных хазрата - мулла Максум и мулла Зиятдин прожили в Ачасырах до конца своих дней. Их сыновья сложили головы за Отечество в годы войны. Дети муллы Тагирова сами уехали в Казань. Их потомки и сегодня часто наведываются в родное село, навещают могилы предков. Веру отцов люди пронесли через годы гонений. Именно она помогла им выжить в трудные времена. Сейчас в Ачасырах новая мечеть - ее построили лет десять назад на деньги, собранные верующими. И, как в прежние времена, плывут по пятницам над древним селом звуки азана.

С надеждой на лучшее
Многое изменилось в жизни ачасырцев за последние пятнадцать лет. Реформирование бывшего колхоза "Совет", который к концу прошлого века переживал далеко не лучшие времена, не принесло в одночасье желаемых результатов: сокращалось поголовье, старел машинно-тракторный парк, росла задолженность по зарплате.

Весной 2003 года на земли бывшего колхоза пришел инвестор - крупнейшая пивоваренная компания "Красный Восток". Многие бывшие колхозники, передав свои земельные паи, стали акционерами агрохолдинговой компании, которая выплачивает им дивиденды. На полях бывшего колхоза в период посевной и на уборке работают новые зерноуборочные комбайны и кормозаготовительная техника.

С приходом инвестора наметились новые планы на будущее. В частности, планируется строительство фермы на 8 тысяч голов. Правда, есть сложности. Одна из них хорошо знакома всем без исключения россиянам: дороги, которые в сельской глубинке во все времена оставляли желать лучшего. Добраться до центральной усадьбы в осеннюю распутицу непросто. Вот почему к реализации проекта по строительству молочного комплекса инвесторы собираются приступить после того, как будет построена дорога, связывающая село с центральной трассой. Проложить ее местные районные власти обещали уже в этом году. От того, насколько быстро будет решена извечная российская проблема в масштабах одного района, зависит будущее жителей древнего села, которое сегодня, как и на заре прошлого века, вновь стоит на распутье, в ожидании перемен к лучшему.

Добавил: GaRD (13.05.2009) | Просмотров: 1916
© Большие Ачасыры, 2009-2019
Село в Республике Татарстан


Хостинг от uCoz
Баш бит | Яңалыклар | Авыл тарихы | Мәктәбебез сайты | Котлаулар | Кунаклар китабы
Фотоальбом | Музыка | Видеороликлар | Мәзәкләр | Твиттер | Без Контактта | Элемтәләр


Сайт разработан и создан студией веб-дизайна WebRT